понедельник, 21 ноября 2016 г.

Лексическая тема «Транспорт»



Дети должны усвоить:

виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);  назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом;  правила дорожного движения
Предметы:
транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса, мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист.
Признаки:
пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный,  железнодорожный...
Действия:
ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить...
                                             
Родителям рекомендуется вместе с ребѐнком
Понаблюдать на улице за движением различного транспорта.
Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и  подземный.
Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колѐса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолѐты, вертолѐты, ракеты; их части: корпус, кабина  пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки –подводные, моторные, парусные, вѐсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях  под землѐй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице  – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.
Для закрепления у ребѐнка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие  вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задания, которые можно выполнить вместе с детьми
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
автобус (какой?)  — ...
Подбери действия
самолет (что делает?) – ...

2. Один  – много
машина  –машины
самолет  — ...
корабль  — ...
колесо  – ...
вагон  — ...
крыло  — ...
капитан  — ...
водитель — ...
летчик —...

3. Посчитай
один самолет, два ..., три..., четыре ..., пять ...
одно колесо, два..., три..., четыре ..., пять...
одна машина, две..., три..., четыре..., пять...

4. Закончи предложение:
Машинист – это тот, кто ...
Регулировщик – это...
Шофер  – это...
Летчик  – это...
Пешеход  – это...
Пассажир  – это...
Кондуктор  – это...
Капитан  –это...

5. «Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, автобусом  – водитель, кораблѐм  – капитан... (поездом, трамваем, вагоном метро).

6. «Четвертый лишний»
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник  (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
1.
Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
2.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
3.
Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

7. «Что общего?»
У автобуса и троллейбуса  – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем  водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве;
у самолета и вертолета  - ...; у велосипеда и мотоцикла - ...

8. Отгадай загадки о транспорте.
Летит птица - небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолѐт)
Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
Многолюден, шумен, молод  – под землѐй грохочет город. (Метро)

 9. «Из чего сделано?»
Иллюминатор из стекла  – стеклянный.
Шины из резины -...
Фара из стекла - ...
Кабина из металла  – ...
Кузов из железа  -...

10. «Закончи предложение»
Самолет летит высоко, а ракета ...(выше)
Самолет летит далеко, а ракета...(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета ...(быстрее)
Самолет мощный, а ракета...(мощнее)
Самолет большой, а ракета ...(больше)
Самолет тяжелый, а ракета ...(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета ...(просторнее)
Самолет длинный, а ракета ...(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета ...(быстроходнее)

Составь рассказ о каком  – либо виде транспорта по плану:
Что это?
Для чего используется?
Из каких частей состоит?
Кто им управляет?

Выучи стихотворение.
«Паровоз»

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки.
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина

Комментариев нет:

Отправить комментарий